Обязательная маркировка табака,
табачной продукции и других товаров с 2019 года

В России вводится обязательная маркировка товаров — с 2019 года, для некоторых категорий прямо сейчас.
Она позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции.
Для некоторых товаров система маркировки уже используется, для других — только создается: идут пилотные проекты.
Подключение к ним пока добровольное, но очень скоро станет обязательным для всех участников рынка.
Получить консультацию
Маркировка — это нанесение специального штрих-кода на товар.
Код идентифицирует товар и позволяет отслеживать его движение на каждом этапе — от производства или ввоза в Россию до продажи. Также на каждом этапе код считывается: при хранении товара, его перевозке, продаже.

С маркировкой государство контролирует производимую продукцию и знает, сколько производится и ввозится товара в год, сколько уходит в магазины и продаётся. Благодаря маркировке потребитель знает, что покупает качественный и оригинальный товар. С такой системой подделка не может попасть на склады или в магазины.

Для маркировки табака и отслеживания табачной продукции используют цифровой штрих-код — DataMatrix. Это небольшой двухмерный код, который легко наносится на пачку и считывается 2D-сканером. Его наносят на пачки, блоки, коробки. В целом система работает так же, как и ЕГАИС для алкоголя.

Уникальный идентификатор включает:

  • наименование продукции;
  • название страны-производителя;
  • сведения об изготовителе;
  • месторасположение производственных мощностей;
  • срок годности;
  • дату и время производства;
  • состав или технические характеристики;
  • особенности эксплуатации.

Коды для табачной продукции выдаёт Центр развития перспективных технологий. Он является разработчиком и оператором ИС МОТП — системы мониторинга табачной продукции. И уже она отслеживает движение товара от производства до продажи.


Как работает система маркировки табака?

-Производитель табака запрашивает штрих-коды маркировки DataMatrix у ЦРПТ, получает их и наносит на пачки и блоки. Теперь маркированная продукция — на балансе производителя.

-Поставщик хочет приобрести 200 блоков сигарет. Производитель через ЭДО передаёт поставщику электронную накладную УПД — универсальный передаточный документ — где учтены все коды пачек и блоков из партии. Поставщик проверяет марки и принимает УПД. -Данные о передаче сигарет от производителя поставщику поступают в ИС МОТП через ЭДО. Теперь 200 блоков сигарет списались с баланса производителя и перешли на баланс поставщика.

-Поставщик передаёт блоки в магазины. В один — 50 блоков, в другой — 150. Они поступают в розницу по той же системе и с таким же УПД от поставщика. ИС МОТП это видит — теперь блоки списались с баланса поставщика и перешли на балансы магазинов.

-Покупатель приходит в магазин и хочет купить пачку сигарет. Продавец сканирует марку 2D-сканером и продаёт сигареты. Затем онлайн-касса отправляет данные о продаже в ОФД, а оператор фискальных данных передает их в ИС МОТП.

Маркировка несёт изменения в бизнес-процессах: приёмке, хранении товаров и продаже. Но самое главное — как только маркировка табака и табачной продукции вступит в силу, каждый участник рынка будет обязан работать только с маркированным табаком. Ответственность за приёмку и продажу немаркированной пачки сигарет будет лежать только на магазине: такая пачка будет считаться контрафактом.

Что изменится в области оборота табачной продукции?

- Приёмка. Участникам нужно узнать, как в системе маркировки работать с накладными УПД, как принимать товар полностью и с расхождением, как отказаться от приёмки немаркированного товара, настроить систему ЭДО и обучить персонал работе с маркировкой.
При работе с маркированным товаром все действия, связанные с приёмкой, перемещением, продажей и учётом товара, надо выполнять и в системе маркировки.
- Хранение.Поскольку товары маркируются в разные сроки, лучше оптимизировать склад: в одном месте хранить немаркированные товары, в другом — маркированные.
- Продажа. Чтобы информация о продаже попала в ИС МОТП, на кассе нужно будет сканировать два штрих-кода: товарный и DataMatrix. Для этого нужно приобрести 2D-сканер и подписать дополнительное соглашение с ОФД.

Что нужно для работы по новым правилам для Опта?

- Зарегистрироваться на сайте ЦРПТ.
- Адаптировать бизнес-процессы и обучить персонал.
- Настроить ЭДО и приобрести квалифицированную электронную подпись (КЭП) для приёмки и отправки УПД.

Что нужно для работы по новым правилам для розницы?

- Купить онлайн-кассу, которая работает с маркировкой, заключить договор с ОФД приобрести 2D-сканер для сканирования кода DataMatrix.

Где регистрироваться?

https://ismotp.crptech.ru/login-kep

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2019 году

На данный момент подобная система используется при реализации крепкого алкоголя (ЕГАИС). Также с первого апреля 2016 года товарами, подлежащими обязательной маркировке контрольными знаками, являются все изделия из натурального меха.

С 2017 лекарственные препараты маркируются в тестовом режиме, в 2018 к эксперименту подключились производители и продавцы табака, а затем и изготовители ювелирных украшений, и другие бизнесмены, работающие с драгметаллами.

Согласно Распоряжению № 792-р, подписанному 28 апреля 2018 года, с 2019 года список товаров, подлежащих обязательной маркировке, будет выглядеть следующим образом:

  • покрышки для любых транспортных средств;
  • табачные изделия;
  • постельные принадлежности, скатерти, полотенца и прочие тканевые изделия для кухни и ванной;
  • обувная продукция (вне зависимости от ее типа, материала и сферы применения);
  • мужская верхняя одежда, а также для детей и подростков;
  • трикотажные кофты и блузы для женского населения;
  • одежда и галантерея из любой кожи, в том числе и спецкостюмы;
  • парфюмерия (туалетная и парфюмированная вода, духи);
  • фототехника — камеры, вспышки, лампы и пр. (видеокамеры сюда не относятся).
При этом для розницы, как и для опта, сроки перехода на обязательную маркировку для каждой товарной группы будет разные:

  • табак — с 01.03.2019;
  • обувь — с 01.07.2019;
  • все остальные изделия — с 01.12.2019.
На январь 2019 назначено согласование проекта об идентификации всех медицинских препаратов с 2020 года. Планируется, что до 2024 вся продукция, которая реализуется на территории Российской Федерации, будет промаркирована и внесена в единую государственную систему.

Осуществлять продажу товаров без обязательной маркировки не смогут представители как крупного, так и малого бизнеса, в том числе и спецрежимники (предприниматели, работающие на ЕНВД, ПСН, УСН, ЕСХН).


Ответственность за несоблюдение закона об обязательной маркировке товаров

За несоблюдение законодательных требований об уникальных кодах статьей 15.12 КоАП РФ предусматривается административная ответственность.

  • Изготовление продукции без маркировки влечет конфискацию таких изделий и штрафы: для организаций — от 50 000 ₽ до 100 000 ₽, для частников — от 5 000 ₽ до 10 000 ₽.
  • При продаже, транспортировке и складировании также будет конфискован немаркированный товар. Штрафы при этом составят: для физ. лиц — 2 000—4 000 ₽, для ИП — 5 000—10 000 ₽, для ООО — 50 000—300 000 ₽.
  • Если вопрос стоит о производстве алкоголя и табака без идентификаторов, штрафы будут несколько выше: частники заплатят 10 000—15 000 ₽, предприятия — 100 000—150 000 ₽.
  • Участие в обороте крепкого алкоголя и табачных изделий без соответствующих знаков физическим лицам обойдется в 4 000—5 000 ₽, ИП — 10 000—15 000 ₽, ООО — 200 000—300 000 ₽.
Производство и реализация крупных партий контрафактной продукции (свыше 1,5 млн руб.) является уголовным преступлением и, согласно статье 171.1 УК РФ, влечет за собой от 300 000 ₽ штрафа до 3 лет лишения свободы с выплатой государству до 80 000 ₽.

При участии в обороте нелегального табака или крепкого алкоголя (опять же в особо крупных размерах) минимальный штраф возрастает до 500 000 ₽, а максимальное наказание — до 3 лет лишения свободы с выплатой штрафа в размере до 120 000 ₽.

Как избежать штрафов

Если вы не собираетесь целенаправленно принимать участие в производстве, импорте, транспортировке или продаже отдельных видов продукции, входящей в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, то можете заранее подготовиться к изменениям. Это поможет избежать штрафов и неожиданных проблем, связанных с новыми требованиями.

  • По возможности примите участие в экспериментальной программе. Для этого вам предстоит зарегистрировать в системе и настроить кассовое оборудование.
  • Заранее познакомьте персонал с изменениями в работе, расскажите им обо всех нюансах и помогите разобраться в сложных вопросах.
  • Докупите нужную технику и софт — это могут быть считыватели штрихкодов, принтеры этикеток, товароучетные программы.
Не забывайте, что для работы розничных магазинов с маркированной продукцией обязательна регистрация кассовой техники в налоговой и ее подключение к одному из аккредитованных операторов.


Мнение экспертов про обязательную маркировку для ряда товаров

В первую очередь, новый закон выгоден для государства. Тем бизнесменам, которым до этого удавалось избегать налогов, придется «выйти из тени» и начать отчислять положенные сборы.

Для предпринимателей же нововведения влекут дополнительные расходы: денежные средства на новое оборудование и затраты времени на обучение персонала. Естественно, что это сразу отразится на конечных потребителях. И хотя Минпромторг, который являлся инициатором законопроекта, утверждает, что на розничных ценах введение идентификаторов не скажется, экономисты считают иначе.

К примеру, финансовый советник при Правительстве РФ Саида Сулейманова согласна с тем, что новый закон пойдет на пользу государственной казне, но вот обычные потребители от этого только пострадают. Она даже советует заранее запастись непортящимися товарами, такими как белье, обувь и одежда.

Заключение


Введение идентификационных кодов — это огромный шаг в борьбе с контрафактной продукцией. Но для честных предпринимателей это лишние траты и очередная «головная боль». Главное в этой ситуации — сохранять спокойствие и заранее заказывать недостающее оборудование. Следите за изменениями законодательства и своевременно готовьтесь ко всем нововведениям!

Что понадобится для подключения к системе?
Еще товары
Made on
Tilda